В 2020 году самой продаваемой игрой в мире стала Super Mario 3D All-Stars. Главный герой — все тот же усатый сантехник, путешествующий по грибному королевству. И в этом успехе нет ничего удивительного. К моменту релиза те, кто вырос на Марио и эпопее со спасением пучеглазой принцессы от дракона, стали самой платежеспособной аудиторией, покупающей ПС 5 и другие консоли. И только поколение, рожденное после двухтысячных, не понимает, как отцы могут сравнивать современную графику нового проекта Нинтендо с примитивным восьмибитным вариантом.
Первое поколение игровых приставок
Первой бытовой компьютерной приставкой с полноценным игровым контентом надо считать Magnavox Odyssey (1972 год). Симулятор тенниса был рассчитан на игру двух пользователей — банальный перехват отправленного противником мяча. Те, кто при этом описании представил игру на Sony Playstation 4 Slim в виртуальном шлеме за одного из топовых теннисистов, слабо представляют реальное положение. Это развлечение было представлено квадратным «шариком» и двигающимися в двух направлениях планками вместо ракеток в черно-белом цвете. Но даже оно произвело фурор и стало объектом копирования во всем мире.
В СССР аналог появился в 1978 году. Игр на польской GTV-881 было уже две. А годом позже был налажен массовый выпуск модного развлечения, стоящего как 2-3 зарплаты рядового инженера. В зависимости от завода-изготовителя приставки назывались:
Палестра-02;
Экси Видео 01;
Лидер;
Турнир.
Иметь такой экземпляр было престижно, и никто не называл увлечение забавой. Параллельно ученые проводили реальные исследования о влиянии видеоигр на функциональность головного мозга: память, внимание, логическое мышление.
Внешне и функционально коробка и джойстики все еще напоминали Atari Pong. В начале 90-х увеличилось только количество игр, и появилась возможность подключать фотопистолеты, также скопированные у американского разработчика. Помнят эти варианты единицы. Возможности пойти в магазин и купить игровую приставку, как сейчас, у советского гражданина не было, изделие длительное время было дефицитным.
Прообразы мобильных консолей
Игра, которую помнит каждый из поколения 80-90-х, — «Ну, погоди» или Электроника. Играли по очереди, пытаясь дойти до заветного мультфильма после 2 000 очков, давали на ночь друзьям в обмен на жевательную резинку. Но об истории появления первой мобильной консоли, многие даже не задумывались. На самом деле знаменитая Электроника — точная копия японской Nintendo «Game & Watch». Даже главного героя в годы, когда о защите авторских прав еще не знали, отечественный производитель украл, привязав к советскому мультфильму. Позже появились и другие сценарии с аналогичным принципом, но первая заветная с волком так и осталась легендарной. И, справедливости ради, решив современную версию Nintendo Switch купить в Киеве, нужно поблагодарить ее разработчиков и за те счастливые моменты из детства.
Время Денди
Пропустив короткую историю тайваньской Rambo TV Game, можно сразу переходить к знаменитой консоли со слоном. Найти человека, который хоть раз не держал бы в руках эту разработку, сложно. Но и в этой истории есть темные пятна. Сама компания Dendy (юридическое название Steepler) — только закупала и брендировала приставки, заключив контракт с разработчиком NES (Famicom). Основные права принадлежали все той же Нинтендо.
Хитрый ход принес предпринимателям миллионы. В стране открывались пункты обмена картриджами, игроки хвастались носителями с большими коллекциями по 999 игр и «оригинальными» картриджами. До сих пор у поклонников ретро-игрушек рядом с Microsoft Xbox может стоять Денди и коробка с картриджами для сражений с детьми.
Переход на 16 бит
Эпоха Dendy продолжалась почти 10 лет. Перебить 8-битные приставки мог только действительно кардинально иной продукт. И он появился. Sega Megadrive была чуть дешевле 16-битного продукта Super Nintendo, хотя и продавалась также в виде копии. Уровень погружения, качество графики и возможность делать сейвы — те же характеристики, которые смотрит и современный покупатель. Поэтому эпоху ретро-консолей можно считать завершенной. Дальнейшие шаги развития компьютерных игр были уже семимильными:
Panasonic выпустила приставку на 32 бита;
в конце 90-х вышли аналогичные Sega Saturn, Nintendo 64;
Сони представила свою Playstation.
Первая версия «плойки» отличалась от новой ПС 5, как фильмоскоп от телевизора. Но именно она создала компании имя. А место в топе спроса, которое команда не отдает более 20 лет, только доказывает, что такая популярность неслучайна. Возможно, через 10 лет современные приставки покажутся такими же примитивными, но пока это одно из самых популярных увлечений в мире.